Основные сведения о работе с программой

Программа "Кино в дорогу" является 32-разрядным приложением Windows. Она выполняется в своем отдельном окне с Главным меню и Панелью инструментов. Программа имеет "многодокументный" интерфейс, то есть, в ней можно открыть несколько окон и работать с ними одновременно. Переключаться между окнами можно при помощи мышки, через меню "Окна" или при помощи "горячей клавиши" <Ctrl_Tab>.

Основным средством работы с программой, обеспечивающим  доступ к данным, служат экранные формы (окна). В верхней строке (заголовке) окна, выводится его значок и наименование. В любом окне имеется несколько элементов управления. Типичными элементами управления являются кнопки, поля ввода, списки и т.п.

Между  элементами управления в окне можно перемещаться при помощи клавиш  <Tab>, <Shift-Tab>, <Ctrl-Tab>, клавиш управления курсором, либо путем нажатия левой кнопки мышки на нужном элементе. В нижней части окна программы, в строке состояния,  выводится краткая подсказка о текущем активном элементе управления. Кроме этого, если подвести курсор мышки к элементу управления и задержать его над ним на секунду, то выводится "всплывающая" строка подсказки об этом элементе. Этими подсказками удобно пользоваться на этапе освоения программы.

Имеется два основных вида окон, обеспечивающих доступ к базе данных: Таблица и Форма.

Таблица - это окно, предназначенное для работы с некоторой таблицей базы данных. В таблице удобно выполнять поиск нужной записи. Основным элементом таблицы является список записей. По элементам таблицы - записям, можно передвигаться при помощи клавиш управления курсором <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>, <Home>, <End>, линеек прокрутки, либо при помощи мышки. В окне таблицы обычно находится несколько  кнопок,  предназначенные для выполнения основных операций с записями. Ниже приведен список основных операций при работе в таблице и соответствующих  им "горячих клавиш", предназначенных для быстрого выполнения операций без использования мыши:

Операция

Кнопка

Горячая клавиша 
Добавить запись <Insert>
Изменить (открыть) запись <Enter>
Удалить запись <Delete
Копировать запись  
Выбрать запись <Enter>
Поиск <Ctrl+F>
Установить фильтр   <Ctrl+Shift+F>
Перевывести таблицу  
Отметить или снять отметку <Alt+О>
Снять все отметки записей <Alt+С>
Инвертировать отметки <Alt+И>
Печатать  <Alt+П>
Справка о данном окне <F1
Выход из окна <Esc>

Записей в таблице может быть больше, чем их умещается  в окне. Для прокрутки записей по вертикали удобно пользоваться мышкой. Для прокрутки можно также использовать клавиши <Вверх>, <Вниз>, <PgUp>, <PgDn>. Для быстрого перемещения к первой записи таблицы используется клавиша <Home>, к последней записи - <End>. Эти действия можно также выполнять при помощи четырех левых кнопок навигации, расположенных в Панели инструментов программы.


Если часть полей записи не умещается в окне по горизонтали, то в нижней части таблицы появляется горизонтальная линейка прокрутки. С ее помощью можно прокручивать таблицу в горизонтальном направлении при помощи мышки. При помощи клавиатуры это можно сделать клавишами <Влево> и <Вправо>.
В верхней части окна таблицы обычно имеется поле для поиска: локатор. Если ввести в это поле искомое значение и нажать клавишу <Tab>, то будет предпринята попытка поиска в таблице значения, наиболее близкого к введенному.


Форма  - это окно ввода, обеспечивающее доступ к полям одной записи базы данных. В заголовке окна формы обычно выводится информационная строка, по которой видно какое действие выполняется с записью в данный момент. Таких действия может быть всего три:

Добавление - Добавление новой записи
Изменение   - Изменение (или просмотр) существующей записи
Удаление     - Удаление существующей записи

В центре окна формы имеется несколько полей ввода, предназначенных для ввода или изменения данных в поля  записи. Перед каждым полем ввода имеется строка приглашения, поясняющая значение данных этого поля. Данные в поля вводятся при помощи клавиатуры.

Перемещаться от одного поля ввода другому удобно нажимая клавишу <Tab> (или <Shift+Tab> для возврата назад). "Активное" поле ввода, в котором в данный момент возможно редактирование записи, выделено в окне цветной рамкой.

Справа от некоторых полей ввода имеется кнопка , предназначенная для  выбора данных из соответствующего Справочника. При нажатии на такую кнопку вызывается Справочник, в котором можно выбрать нужную запись и нажать кнопку  "Выбрать" (<Enter>). Часть полей в форме может быть недоступно для редактирования - это информационные поля. Они обычно отличаются от полей ввода цветом.
В нижней части формы имеется кнопка "Записать, нажатие на которую либо записывает запись в базу данных, либо удаляет ее из базы (для операции удаления). Эта кнопка имеет "горячую клавишу" <Enter>. После нажатия  на  кнопку "Записать" программа сначала проверяет правильность ввода в поля ввода окна. Если значение в каком-либо поле неверно, то курсор перемещается в это поле. Покинуть форму без изменения записи можно при помощи кнопки "Отменить, которая реагирует на "горячую клавишу" <Esc>.


Доступ к различным функциям программы разграничен для разных категорий сотрудников. Поэтому при запуске программы каждый сотрудник должен зарегистрироваться путем ввода своего кода и пароля в окне регистрации:

Запуск программы производится только если введены правильные "Код" и "Пароль". Информация о сотрудниках и их правах доступа находится в Справочнике сотрудников программы.

В самом начале (чтобы не осложнять вход в программу на этапе ее освоения) вход в программу осуществляется автоматически с кодом сотрудника = 1 и паролем = 1. Чтобы отключить автоматическую регистрацию надо в окне настройки параметров программы выключить признак "Автоматическая регистрация".  После этого каждому сотруднику надо будет регистрироваться. В Справочнике сотрудников надо ввести каждому сотруднику свой пароль. 

Внимание. Будьте внимательны с пользователями и паролями! Не удаляйте из Справочника сотрудников все записи и не забывайте пароль сотрудника имеющего максимальные права доступа. Иначе Вы потеряете контроль над программой и ее придется переустанавливать "с нуля" (с потерей имеющихся данных).

Главная страница